Итальянская ул., 4
Адреса

Итальянская ул., 4

889088_1380x1040.JPG

Подвал «Бродячая собака» Художественного общества интимного театра был торжественно открыт в новогоднюю ночь с 31 декабря 1911 года на 1 января 1912 года.

К открытию подвала поэт Всеволод Князев сочинил "собачий гимн", положенный на музыку пианистом и композитором В.А. Шписом фон Эшенбруком:

0_cceb5_bed96055_L.jpgВо втором дворе подвал,

В нем — приют собачий.

Каждый, кто сюда попал —

Просто пес бродячий.

Но в том гордость, но в том честь,

Чтобы в тот подвал залезть!

Гав!

Алексей Толстой принимал самое активное участие в организации "Бродячей собаки". Неслучайно открытие "Бродячей собаки" почти совпало по времени с днем рождения Алексея Толстого — за два дня до открытия подвала графу исполнилось 29 лет. Толстой помог Пронину созвать на новогодний вечер, открывающий жизнь подвала, многих из петербургских знаменитостей. Несмотря на то, что ремонт подвала был полностью не завершен, туда явился цвет петербургских любителей искусства в роскошных туалетах, фраках и т. д. Билеты на вход для посторонних были очень дорогие. Таким образом, была подведена материальная база под клуб.

Посетитель попадал в подвал, спустившись по узкой крутой лестнице под навесом, которую освещал красный фонарь. Сначала он попадал в крошечную гардеробную, дверь из нее вела в основной зал кабаре. Здесь висел большой деревянный обод, увитый виноградной лозой, с электрическими лампочками, которым был придан внешний вид огарков догорающих свечей. Напротив входа — большой камин, справа от входа — небольшая сценическая площадка, рядом с ней — рояль. "При входе в зал (главную комнату со сценой) стояла конторка, и на ней — большая "Свиная книга”, в ней посетители писали свои автографы, поэты — экспромты, художники — зарисовки.

Посетители "Собаки" в этот новогодний вечер представляли собой квинтэссенцию артистического Петербурга: Т.П. Карсавина, М.М. Фокин, Ю.М.Юрьев, Анна Ахматова, Н.С. Гумилев, К.Д. Бальмонт, Игорь Северянин, М.А. Кузмин, П.П. Потемкин, Саша Черный, О.Э. Мандельштам и Георгий Иванов, Илья Сац, Сергей Маковский.

При открытии подвала было решено проводить заседания в "Бродячей собаке" по средам и по субботам. Кроме "сред" и "суббот", устраивались также (в другие дни недели) исполнительские вечера с разработанной программой, о которых приглашенным сообщалось особыми повестками. Один из первых таких вечеров правление решило посвятить 25-летию поэтической деятельности К.Д. Бальмонта. Не меньший интерес вызвал и следующий внеплановый вечер — "вечер-бенефис", состоявшийся в подвале в ночь с 16 на 17 января и посвященный двадцатилетнему творческому юбилею актера Александринского театра Ю.М. Юрьева. Некоторые вечера в "Собаке" были целиком музыкальными, другие — драматическими или поэтическими.

34d8296f-a40e-4012-afc9-bc4624211f5c_800x600.jpgПостепенно складывались традиции "собачьего" быта, "Собака" создавала свою символику и эмблематику. Над входом в подвал висел герб "Собаки": сидящий бродячий пес, положивший лапу на античную маску. Этот геральдический щит, собственноручно расписал М.В. Добужинский.

"Собака" открыла свой второй сезон в ночь на 1 сентября 1912 года. Новый сезон "Собаки" сильно отличался от первого. Прежде всего тем, что "Собака" уже стала для многих ее посетителей любимым пристанищем. Без нее уже не мыслилась жизнь. "Мы, — писал позже Пяст, — благодаря "Собаке", совсем стали ночными <...> Нам (мне и Мандельштаму, и многим другим тоже) начинало мерещиться, что весь мир, собственно, сосредоточен в "Собаке", — что и нет иной жизни, иных интересов, — чем "Собачьи"!" "Собака" была открыта теперь не только по средам и субботам, но 4 — 5 раз в неделю, а то и каждую ночь.

Маскарады, арлекинады, вечера художественной пластики, чествования поэтов, драматургов, писателей, актеров — К. Бальмонта, Ф. Маринетти, Э. Верхарна, П. Фора, М. Линдера; "собачьи карусели", капустники, гала-концерты, вечера "великопостной магии", вечера песни и танца; поэтические вечера; разнообразные драматические постановки и пантомимы, лекции и диспуты на самые неожиданные, но, как правило, оказывавшиеся очень злободневными темы; художественные выставки картин русских и зарубежных художников, гравюр, офортов, миниатюр; недели и вечера кавказского искусства, вечера футуристов, Метерлинка и французского символизма, "Цеха поэтов", современной русской прозы, наконец, праздничные банкеты и застолья — все это шло непрерывной чередой, прерываясь лишь, с мая по август.

Эта бурная, кипящая художественная жизнь была только одной стороной жизни подвала. Другой, не менее, а, может быть, и более важной, было то раскрепощение личности, та духовная свобода, которая не могла не остаться в памяти у всех, кто когда-либо посещал "Бродячую собаку". Это колдовское чувство свободы... Здесь впервые зазвучал во всю силу голос Мандельштама. И голос Ахматовой. Здесь были впервые прочитаны — и написаны! — многие замечательнейшие строки М.А. Кузмина и Н.С. Гумилева, В. Хлебникова и И. Северянина.

«Бродячая собака» возникла не на пустом месте. Это было первое ночное литературно-артистическое кабаре в России. Но именно в том доме, где была организована «Бродячая собака», за 70 лет до нее находился салон братьев Виельгорских – средоточие музыкальной и артистической культуры Петербурга середины XIX века. Ни одна неделя не обходилась здесь без концертов или музыкальных вечеров. Позже более полувека этот дом принадлежал Я.А. Дашкову и его детям; здесь создавалось знаменитое собрание книг, портретов, гравюр, рукописей, документов П.Я. Дашкова — уникальное собрание материалов по русской истории, открытое для пользования всему Петербургу. Таким образом, «Бродячая собака» была организована именно там, где уже многие годы до нее находился один из важнейших культурных центров Петербурга.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………..

20_5509.jpg30-го ноября 1912 г. в «артистическом подвале» «Бродячая собака» имело место первое публичное выступление Владимира Маяковского.

В «Обозрении театров» об этом мероприятии появилась следующая заметка:

«— В последнем собрании в «Бродячей собаке» произошел чрезвычайно интересный, оживленный диспут московских и петербургских поэтов… В качестве представителя небольшой группы московских поэтов выступил с краткой вступительной речью художник Давид Бурлюк… После г. Бурлюка выступил другой московский поэт — г. Маяковский, прочитавший несколько своих стихотворений, в которых слушатели сразу почувствовали настоящее большое поэтическое дарование. Стихи г. Маяковского были встречены рукоплесканиями»

http://novostiliteratury.ru/2012/11/literaturnyj-kalendar/30-go-noyabrya-sostoyalos-pervoe-publichnoe-vystuplenie-vladimira-mayakovskogo/

………………………………………………………………………………………………………………………………………….

По распространенной легенде, 16 марта 1915 года полиция Петрограда закрыла арт-клуб «Бродячая собака» из-за драки, устроенной Владимиром Маяковским. На самом деле все было гораздо более прозаично.

В 1914 году началась Первая мировая война. Праздник, длившийся в «Бродячей собаке», все больше противоречил суровым будням. Многие из постоянных посетителей кабачка ушли на фронт. Посетителей с каждым днем становилось все меньше.

Весной 1915 года кабачок «Бродячая собака» по распоряжению петроградского градоначальника, генерал-майора князя Оболенского, был закрыт по простой причине — за незаконную торговлю спиртными напитками во время «сухого закона», введенного с началом войны.

………………………………………………………………………………………………………………………………………….

11 февраля 1915 года сюда пришел Маяковский. Он вышел на эстраду и медленно, чеканно, отделяя одно слово от другого, без всякой наигранности и мелодичности, столь привычной для этой публики, произнес:

Вам, проживающим за оргией оргию,

имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к Георгию

вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,

думающие нажраться лучше как,-

может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?..

Если он приведенный на убой,

вдруг увидел, израненный,

как вы измазанной в котлете губой

похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,

жизнь отдавать в угоду?!

Я лучше в баре блядям буду

подавать ананасную воду!

Публика оскорблена, негодует. Происходит скандал. Поэт выдержал эту вспышку остервенения. Он стоял на эстраде, курил, время от времени парировал. Потом на подмостки взошел распорядитель и объявил, что выступлений больше не будет. Публика с шумом покинула зал. Спустя несколько дней в городе была расклеена афиша, которая оповещала, что в пятницу 20 февраля в подвале «Бродячая собака» Художественное общество «Интимного театра» устраивает вечер Маяковского и что вход на вечер «исключительно по предварительной записи господ, действительных членов и исполнителей». Ограничения, принятые устроителями вечера, были не напрасны: интерес к выступлению Маяковского после нашумевшего чтения им стихов был настолько велик, что тесное помещение кафе вместить всех желающих никак не могло.

Источник: Эвентов И. Маяковский в Петрограде-Ленинграде. – Лениздат, 1963. - С.57-59..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Пронин, Борис Константинович. Воспоминания Бориса Пронина, рассказанные им самим / Б. К. Пронин // История Петербурга. - 2006. - № 3. - С. 74-80 : ил. - http://mirpeterburga.ru/online/history/archive/31/IsP00001_2006_3.pdf


Смотрите так же

Адреса

12 февраля в 19:00 – «9 женщин о Маяковском».

Художественная читка воспоминаний о Маяковском в исполнении 9 прекрасных девушек из цикла «125 и 1 лекция о Маяковском»

Адреса

24 января в 19-00. Лекция «Пятна красок и звон лозунгов».

В библиотеке Маяковского состоится очередная лекция из цикла «125 и 1 лекция про Маяковского»