Рубинштейна ул., 18
Адреса

Рубинштейна ул., 18

Фабрика серебрянных и бронзовых изделий С. Ф. Верховцева -1872 - арх. Фон Геккер Василий Федорович

Троицкий театр миниатюр - 1911 - арх. Косяков Георгий Антонович, гражд.инж. Фридлейн Владимир Васильевич - перестройка под театр

Театр открылся 30 ноября 1911 года. Строительство вели архитектор Г. А. Косяков и гражданский инженер В. В. Фридлейн. Журнал "Огонек" писал: "Петербург обогатился новым и притом очаровательным стильным залом. Он не велик, всего 350-400 человек посетителей, но зато уютен, изящен, красив... Много вкуса, художественной вдумчивости, хорошего тона".

Ему вторили "Биржевые ведомости": «Зал уютен, изящен, стиль empire (Ампир; фр) чуть модернизированный в деталях умелой рукой талантливого художника. Светлые, радостные тона фресок и живописи. Мягкий свет электричества, скрытого в углублениях потолка, удобные кресла для посетителей всех рангов»

Новообразованный театр возглавлял А. М. Фокин (старший брат известного балетмейстера М. М. Фокина). Известный спортсмен, чемпион России по велоспорту и автогонкам (а также владелец веломагазина), он внезапно решил обратиться к искусству.

В книге мемуаров «Против течения» М. Фокин вспоминает, как однажды получил письмо от брата: «Я решил переделать свой магазин на театр и давать маленькие пьесы, балетные сцены и т. д. Что ты об этом думаешь?». «Шура ничего не имел общего с театром и искусством, и вдруг создает театр невиданного еще в России типа. Но я верил в его способности и деловитость и послал ему пожелание успеха. С невероятной быстротой создался Троицкий театр миниатюр».

otkrilsya_teatr_miniatyur_1024.jpg

Свою программу театр определял следующим образом: «Юмор. Сатира. Музыка. Краски». Представления строились из разножанровых сценок, перемежавшихся хроникальными или видовыми кинолентами. Вот пример одной из программ театра:«

Представление длилось полтора часа, так что за вечер театр давал сразу три представления - в 19.15; в 20.45 и в 22.15.

Троицкий театр работал до 1918 года. Позднее тут были кинотеатр "Баба-яга" и театр "Кривое зеркало".

……………………………………………………………………………………………………………………………………

Появление Маяковского в Петербурге году не могло пройти незамеченным.

dohodnyj-dom-i-a-zheverzheeva-ilevaja-chasti_68833.jpgПервый литературный диспут с участием Маяковского состоялся в небольшом приземистом здании театра миниатюр на Троицкой улице. Парадная дверь вела через узкий проход в просторное фойе с буфетной стойкой, а оттуда – в боковую часть зрительного зала. И в фойе и в зале было шумно, - преобладали студенты, которые получали билеты по льготным ценам. Но и основной оратор был не старше их. Тем не менее слушали его с настороженным и нетерпеливым вниманием…

Маяковский упрекал своих противников в «литературности поэзии» - в плоской описательности, психологизме и особенно обрушивался на «Аполлона» и «аполлонизм» (т. е. акмеистов), которых он называл «рассадниками духовного филистерства».

Диспут этот проходил в далеко не мирной обстановке. «Я был избран председателем, вспоминает Матюшин, - зал ломился от желающих послушать. Полицейский пристав сразу мне заявил, что он не допустит ни малейшего скандала – иначе он закончит диспут». Таким образом, первый же диспут с участием Маяковского не только взбудоражил публику, но и вызвал тревогу у властей.

Ничуть не тише прошло следующее выступление Маяковского- 24 марта 1913 года в том же Троицком театре по инициативе того же «Союза молодежи». Газеты наперебой отмечали редкое стечение публики. «Диспут собрал полный зал Троицкого театра», - сообщала «Русская молва». «Переполненный зал, повышенные цены, полная касса – «Союз молодежи» устроил публичный диспут, - писала газета «Новое время». Доклад Маяковского на этом вечере был построен по той же схеме, что и предыдущий. Полемического запала было еще больше. Это объяснялось присутствием в зале холеных меценатов и снобов, приверженцев салонной поэзии. Сотрудник «Русской молвы» следующим образом изложил выступление поэта: «…Если я вышел говорить перед вами, - трагическим голосом начинает докладчик, - то не потому, что вы поймете меня. Я не жду от вас ничего, кроме издевательств, но ваши насмешки и ваши крики могут мне доставить только радость сладострастия быть освистанным». Маяковский утверждал: «Наша поэзия может возникнуть только на абсолютной ненависти, на абсолютном отрицании…»

Аналогично этому докладу, критике современных течений в живописи Маяковский собирался посвятить следующий – «Бабушкам академий», о чтении которого он договорился с «Союзом молодежи», но доклад не состоялся. Еще раз в Троицком театре миниатюр Маяковский выступал 20 ноября 1913 года. Вечер афишировался как «платное публичное собрание» с докладом на тему «О вчера, о сегодня, о завтра», т.е. о поэзии прошлого, настоящего и будущего.

Корреспондент газеты «Россия» рассказывает, что когда занавес раздвинулся, перед зрителями явился внушительного вида, необычно одетый мужчина (полосатая блуза с большим бантом на груди – вместо общепринятого черного фрака), который с чувством собственного достоинства, твердым, убежденным тоном… начал пространную речь…»

21 ноября 1913 года с эстрады Троицкого театра публика была оповещена о «первых в мире спектаклях футуристов» - о двухактоной трагедии «Владимир Маяковский», написанной поэтом, и об опере Михаила Матюшина на слова Алексея Крученых. В фойе театра, кроме того, вывесили специальный плакат…

21 ноября 1913 года с эстрады Троицкого театра публика была оповещена о «первых в мире спектаклях футуристов» - о двухактной трагедии «Владимир Маяковский», написанной поэтом, и об опере Михаила Матюшина на слова Алексея Крученых. В фойе театра, кроме того, вывесили специальный плакат. Затем скромные объявления появились в петербургских газетах; выпустили также афишу. Трагический спектакль, созданный ниспровергателем «парфюмерной» эстетики, сулил быть захватывающим, новаторским, интересным.

Источник: Эвентов И. Маяковский в Петрограде-Ленинграде. – Лениздат, 1963. – С. 20-38.


Смотрите так же

Адреса

12 февраля в 19:00 – «9 женщин о Маяковском».

Художественная читка воспоминаний о Маяковском в исполнении 9 прекрасных девушек из цикла «125 и 1 лекция о Маяковском»

Адреса

24 января в 19-00. Лекция «Пятна красок и звон лозунгов».

В библиотеке Маяковского состоится очередная лекция из цикла «125 и 1 лекция про Маяковского»